Сепаратист. За какие ценности воюет необычное купе Peugeot RCZ?

17 мая 2010 •  Прокомментировать тестдрайв

В детстве я стеснялся признаться сверстникам, мечтавшим о суперкарах Lamborghini Countach или Ferrari Testarossa, в своей любви к неказистому Peugeot 205 GTI. Я буквально заболел хот-хэтчем, увидев его впервые то ли на вкладыше от жвачки, то ли в виде корявой масштабной модели Bburago, подаренной родителями. Детское увлечение позже привело меня к покупке Peugeot 207 RC. Однако это была совсем другая история. Вспомнить подробности первого знакомства с 205 GTI так же тяжело, как момент, когда компания Peugeot перестала выпускать достойные спортивные машины. Чем шире «львы» разевали пасть, тем сложнее было увидеть в ней зубы. Вот и разогретое испанским солнцем купе RCZ на первый взгляд кажется квинтэссенцией неоправданной претензии на спортивность.

А впрочем, мне определённо нравится, как выглядит RCZ. Сдвинутая вперёд кабина, элегантный силуэт, мускулистые крылья, рельефные боковины и эта чудесная волнообразная крыша — словно каприз стеклодува... Красота, одним словом, пусть и слегка слащавая. И зев переднего воздухозаборника, обычный для моделей Peugeot, здесь как нельзя кстати. Но, чёрт возьми, после осмотра салона я готов биться об заклад, что RCZ меня не удивит.
Противоречивый вид: симпатичный, но в то же время слишком сладенький для грозного трек-бойца.
Крыша сложной формы оказалась затратной в производстве, но без неё образ RCZ потерял бы многое.
Внутри оригинального кузова — микс из стандартных решений «триста восьмого» семейства. Да, французы обшили переднюю панель кожей, вставили вместо одного из дефлекторов обдува часы, добавили лоска и блеска, но суть осталась той же. Что красиво на фото, при ближайшем рассмотрении не вдохновляет. Подгонка пластиковых панелей не идеальна, знакомые по старым моделям кнопочки нажимаются не так точно и приятно, как у тех же «немцев», а подрулевым переключателям, наверное, лет пятнадцать.
Не обращайте внимания на давящую черноту. Французы предлагают на выбор целых семь вариантов внутренней отделки. Рулевое колесо со «спиленной» нижней частью перекочевало с купе-кабриолета 308 СС.
Но знаете что? Французы, оказывается, думали не только о ширине фальшрадиаторной решётки да о том, как эффективнее унифицировать интерьер, сохранить приличную шумоизоляцию и заставить вполне сносно звучать аудиосистему. Они ещё позаботились о том, как RCZ будет ехать, и заставили меня забыть, каким автомобилем я управляю. То есть я понимаю, что еду на Peugeot. Но этот Peugeot слишком хорош, чтобы быть правдой. Они превзошли сами себя.
Интерьер в духе хэтчбека 308 практически не вызывает нареканий по части эргономики. Хотя некоторые мои коллеги жаловались на мудрёные подрулевые переключатели.
На протяжении 250 километров тестового маршрута меня мучил единственный вопрос: кто научил RCZ ехать так, как не умеет ни один из автомобилей, построенных на тележке Peugeot 308? Я не спорю: и Citroen C4, и собственно «триста восьмой», базирующиеся на корпоративной платформе II, рулятся неплохо, но RCZ их явно превосходит.
Сиденья у RCZ от купе-кабриолета Peugeot 308 CC, только без воздуховодов в подголовниках. Для активной езды хотелось бы более развитой боковой поддержки.
Объём багажника невелик — 384 л. Но если сложить спинку заднего дивана, то будет 663 л, а при загрузке под потолок — 760 л.
Поведение RCZ обусловлено в первую очередь новым кузовом, который хоть и жёстче, чем у хэтчбека, всего на 6%, зато позволил снизить центр масс на 40 мм. Оттого и сложно ответить на вопрос «Кто виноват?». Кто придумал саму концепцию ТТ-образного купе? Не дизайнер же Борис Райнмёллер. Скорее всего, какой-нибудь рядовой маркетолог... Дальше — дела инженерные. Купе на 74 кг легче (1297 кг) 175-сильного трёхдверного хэтчбека Peugeot 308, на 30 мм шире, и при той же длине колёсной базы (2610 мм) колея RCZ шире на 44 мм спереди (1580 мм) и на 63 мм сзади (1593 мм). Увеличение колеи при снижении центра масс, как известно, приводит к улучшению поперечной устойчивости — вот ещё одно слагаемое хорошей управляемости. Чёткий ноль, выверенное реактивное действие на руле, по-спортивному тяжёлом, с плавно нарастающим усилием. Купе идеально держится заданной траектории, до последнего цепляясь за асфальт 18-дюймовыми шинами.
В затяжных поворотах RCZ покорно описывает дугу, лишь еле заметно сползая наружу поворота, крены минимальны, никакой раскачки. Абсолютная прозрачность управления. Обратная связь с водителем — прямой эфир, а не программа в записи, как у моего хэтча 207 RC. Причём сигнал трансляции не теряется на высокой скорости. Наоборот, дополнительную прижимную силу добавляет выдвижной спойлер с изменяемым углом атаки. Приземистое купе пулей несётся, рассекая воздух. Я хочу нарезать круги по серпантину снова и снова. Браво, Peugeot! Восторг! У них получилась отличная машина для трек-дней.
На скорости 85 км/ч cпойлер меняет «угол атаки» на 19 градусов, а после 150 км/ч превращается в антикрыло, заваливая плоскость на 34 градуса. Выставить конструкцию напоказ можно нажатием кнопки на центральном тоннеле.
Задумавшись, кому же из французов жать за ужином руку в благодарность за comeback духа GTI, я чуть было не проложил «срезку» по отвесному склону горы. Проморгав слепой поворот после подъёма, я чудом вернул машину на дорогу. Вот уж воистину дурной голове ESP не поможет. Мне всё-таки система стабилизации подсобила: это был, кстати, единственный раз, когда она проснулась. Сработала мягко, чётко и, главное, вовремя. В штатных же режимах она невозмутима. Заставить мигать контрольную лампочку ESP мне удалось лишь на территории заброшенного склада, где мы с коллегой пытались снять кадр в стиле «скрути машину в бараний рог».
Система стабилизации отключается полностью, и без неё купе RCZ остаётся послушным и предсказуемым. С ESP тоже можно пошустрить: длина поводка «либеральная».
Словом, RCZ хорош. Есть только одно «но». Хвалебных эпитетов достойна лишь 200-сильная (275 Н•м) версия RCZ — с передней подвеской от Peugeot 407. С отдельными поворотными кулаками вроде тех, что используются на Мегане RS и Фокусе RS, более жёсткими пружинами, амортизаторами и задней балкой, а также с 340-миллиметровыми передними тормозными дисками. Ничто из этого даже за доплату недоступно двум другим модификациям купе — со 156-сильной «четвёркой» 1.6 и двухлитровым турбодизелем о 163 силах. Из этой парочки мне удалось опробовать только дизельную машину, и едет она совершенно обыкновенно.
По количеству интересных деталей на квадратный метр кузова RCZ потягается с итальянскими суперкарами.
Двигатель-то вполне приятен на ходу. Тихий, с хорошим запасом тяги (340 Н•м) и скромным аппетитом (5,3 л/100 км). Но в нём нет задора, его не хочется пришпоривать. На такой машине приятно лишь дефилировать, послушно переключая передачи с помощью подсказок на панели приборов, укладываясь в паспортный расход топлива. Подвеска у дизеля заметно мягче, крены больше, присутствует вертикальная раскачка, да и поступь не столь уверенная. Желания ехать жёстко не возникает. Я так понимаю, младшая бензиновая версия из той же оперы, причём только она будет оснащаться шестиступенчатым «автоматом» Aisin. Жаль, таких машин среди тестовых не нашлось.
Бензиновая 200-сильная версия разгоняется до сотни за 7,5 с, а купе с двигателем мощностью 156 л.с. на полсекунды медленнее. Дизельной модификации требуется и вовсе 8,2 с. Не самый быстрый автомобиль в классе.
Так что если присматриваться к RCZ, то исключительно к топ-версии с 200-сильным турбомотором. Наддувная «четвёрка» BMW, известная по многим моделям Peugeot и Mini, отличается мгновенными откликами на подачу топлива, завидной эластичностью и бодрым подхватом уже с 1700 об/мин. Прекрасный двигатель! Хочется только спросить, почему же сил 200, а не 211, например, как у Mini JCW с таким же мотором? Динамики в принципе хватает. Но машина отнюдь не лёгкая (1297 кг), так что менее мощный 175-сильный Peugeot 207 RC разгоняется до 100 км/ч на полсекунды быстрее RCZ, сохраняя, таким образом, звание самого ретивого серийного «льва».
Самая высокая максимальная скорость у 200-сильной версии — 237 км/ч. На втором месте дизельная — 220 км/ч, а младшая бензиновая развивает 217 км/ч с «механикой» и 213 км/ч с «автоматом». Коэффициент лобового сопротивления — 0,32. Средненько.
Двум наиболее мощным версиям RCZ полагается шестиступенчатая «механика»: бензиновому двигателю — своя, турбодизелю — своя (тут коробка способна переваривать крутящий момент свыше 300 Н•м). Обе обладают на удивление хорошей для автомобилей Peugeot чёткостью переключения передач. После «аморфного» привода на своём 207 RC я даже озадачен отсутствием «ваты» у RCZ. Передаточные числа, как обычно, подобраны хорошо. Вторая ступень у 200-сильного RCZ позволяет выезжать за 100 км/ч, а третья разгоняет автомобиль почти до 160 км/ч.
Особенно приятно щёлкать передачи укороченным рычагом «механики», который вместе с рулевым колесом меньшего диаметра от купе-кабриолета 308 CC входит в так называемый спортпакет. Это базовое оборудование для самого мощного RCZ и опция для остальных версий. За доплату предлагается ещё и дополнительная акустическая мембрана, призванная обогатить голос двигателя спортивными обертонами. Как это работает, объяснить мне никто не смог, но гул, который возникает в салоне, — на любителя. А вот короткий рычаг КПП и маленький руль большинству, уверен, понравятся.
  • Крышу и зеркала за доплату отделают углепластиком либо выкрасят в чёрный цвет. Зачернят при необходимости и фальшрадиаторную решётку, и даже тормозные суппорты.
  • Предлагаются колёса двух типоразмеров — 235/45 R18 и 235/40 R19. Кроме того, для купе можно выбрать один из трёх вариантов дизайна дисков и, в зависимости от оформления, один из шести цветов (пять оттенков серого и чёрный).
Все эти спортивные примочки появятся и на российском рынке, причём уже совсем скоро. А вот дизеля мы, вероятно, не увидим. Официально решение ещё не принято, однако шансы на появление RCZ 2.0 HDi в нашей стране стремятся к нулю. Мол, в России никто не захочет ездить на стильном купе с «грязным» дизелем. За чистым бензиновым тоже, скорее всего, очередей не будет. Французам придётся постараться, чтобы подсадить российских модников на RCZ за 1 346 000 рублей.
Внешность у RCZ такова, что напрашивается версия с кузовом купе-кабриолет. Но французы уверили меня в том, что открытого RCZ ждать не стоит, так как он спутает карты купе-кабриолетам 207 СС и 308 СС.
Это, между прочим, базовая цена 156-сильной модификации. А за самую «горячую» версию мощностью 200 л.с. со спортпакетом просят все полтора миллиона рублей — столько же, сколько за самые «горячие» из хэтчбеков гольф-класса или под завязку укомплектованный Mini JCW. Цена рассчитана таким образом, чтобы разместить RCZ аккурат между двумя основными конкурентами — двухлитровой 211-сильной трёхдверкой Volkswagen Scirocco (от 1 181 000 рублей) и моноприводным купе Audi TT с тем же, что и у VW, мотором, но мощностью 200 л.с. (от 1 699 900 рублей).
  • Цветов кузова семь, от красного до перламутрового. Впрочем, последний будет доступен лишь после того, как распродадут всю ограниченную партию (200 штук) спецмодификаций RCZ.
  • Сборка автомобилей налажена на австрийском заводе Magna в Граце. Первые купе попадут к европейским, а также российским дилерам уже в мае. Ежегодно предполагается собирать по 17 тысяч купе RCZ. Основные рынки сбыта — Франция, Англия и Германия. В России планируют первое время продавать по 100 автомобилей в месяц, но нам эта цифра кажется слишком оптимистичной.
На мой взгляд, RCZ не хуже немецких оппонентов. Это не просто яркая иллюстрация к новому слогану компании (Motion & Emotion), а лучший по управляемости Peugeot из ныне выпускаемых и один самых способных переднеприводников на рынке. У Peugeot 205 GTI, который — давайте говорить честно — по нынешним меркам уже далеко не эталон, появился достойный преемник. Двухсотсильное купе RCZ — Peugeot себе на уме. Зато это единственный сепаратист, которого я обнаружил на севере Испании. И борется он не за независимость басков бомбами, а за чистый стопроцентный драйв безвредными инъекциями адреналина. Если бы я уже не вышел из нежного возраста, то был бы готов повесить на стену новый постер.
Технические характеристики
Peugeot RCZ 1.6 «156» 1.6 «200» 2.0 HDi
Кузов
Тип кузова купе купе купе
Число дверей/мест 2/2+2 2/2+2 2/2+2
Длина, мм 4287 4287 4287
Ширина, мм 1845 1845 1845
Высота, мм 1359 1359 1359
Колёсная база, мм 2612 2612 2612
Колея передняя/задняя, мм 1580/1593 1580/1593 1580/1593
Снаряжённая масса, кг 1275 (1297)* 1297 1370
Объём багажника, л 321 321 321
Двигатель
Тип бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом турбодизель
Расположение спереди, поперечно спереди, поперечно спереди, поперечно
Число и расположение цилиндров 4, в ряд 4, в ряд 4, в ряд
Число клапанов 16 16 16
Рабочий объём, см3 1598 1598 1997
Макс. мощность, л.с./об/мин 156/6000 200/5500–6800 163/3750
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин 240/1400–4500 275/1700–4500 340/2000–3000
Трансмиссия
Коробка передач механическая шестиступенчатая, автоматическая шестиступенчатая механическая шестиступенчатая механическая шестиступенчатая
Привод передний передний передний
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная полузависимая, пружинная
Передние тормоза дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые дисковые вентилируемые
Задние тормоза дисковые дисковые дисковые
Шины 235/45 R18–235/40 R19 235/45 R18–235/40 R19 235/45 R18–235/40 R19
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 217 (213) 237 220
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с 8,0 (8,4) 7,5 8,2
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл 9,3 (10,3) 9,1 6,8
— загородный цикл 5,2 (5,5) 5,6 4,5
— смешанный цикл 6,7 (7,3) 6,9 5,3
Норма токсичности Евро-5 Евро-5 Евро-5
Ёмкость топливного бака, л 55 55 55
Топливо АИ-95 АИ-95-98 дизтопливо
*В скобках данные версии с автоматической коробкой
Техника
Переднюю подвеску 200-сильной версии RCZ, заимствованную у Peugeot 407, французы именуют псевдо-«Макферсоном». В отличие от стандартной передней подвески «триста восьмого» в стойку здесь «врезаны» поворотные кулаки. Необычный профилированный стабилизатор поперечной устойчивости закреплён на длиннющих стойках, смонтированных почти у опор пружин.
Кузов стальной, кроме капота и передних стоек, выполненных из алюминия. Силовая структура в основе своей как у купе-кабриолета 308 CC: стойки тоже с «начинкой» из трубчатого профиля, мощные балки в порогах... Однако у купе RCZ нет X-образных усилителей под днищем и имеются центральные стойки. Легкодеформируемые съёмные балки спереди и сзади призваны гасить энергию столкновения на небольших скоростях. В случае серьёзного удара включаются лонжероны с запрограммированной деформацией и элементы, распределяющие нагрузку по всей силовой клетке.
Безопасность
Peugeot RCZ оснащается двумя фронтальными и двумя боковыми подушками безопасности. Также у машины травмобезопасный алюминиевый капот, который в случае наезда на пешехода с помощью пиротехники приподнимается на 55 мм за 0,1 с.
Кнопка с логотипом Peugeot — для связи с сервисным центром, если в машине возникла поломка. А вот кнопка SOS вызывает спасательную службу Peugeot, сотрудники которой мигом определят ваши координаты, спросят, что у вас случилось, и отправят к вам необходимые службы. Действует сервис в десяти европейских странах, вот только до России вряд ли доберётся.
Дизайн
Peugeot RCZ шагнул в серию прямо из 2007 года, когда во Франкфурте впервые был представлен одноимённый концепт. Внешностью купе обязано немецкому дизайнеру Борису Райнмёллеру. Однако, в отличие от серийной машины, концепт был сотворён из алюминия и углепластика. Французы, несмотря на унисексовую внешность автомобиля, рассчитывают на то, что доля покупателей-мужчин составит внушительные 90%.
За кадром
Тест-драйв проходил на севере Испании в окрестностях городка Логроньо, что в 150 км от Бильбао. Маршрут оказался очень хорошим и включал как длинные скоростные автобаны, так и серпантины. Вдобавок французы выставили в качестве исторического экскурса один из шести произведённых (и один из трёх сохранившихся) родстеров Peugeot Darl’mat 402 Pourtour 1938 года выпуска, в тот же год выигравший в Ле-Мане, а в качестве свадебного генерала — современный лемановский прототип Peugeot 908. Перечницы и мельницы не экспонировались, а скутеры и велосипеды были. На них, в отличие от боевого прототипа, разрешали прокатиться. При этом самым интересным оказался велик со вспомогательным электромотором, который позволял одним прокрутом педалей разгоняться почти до 30 км/ч.

Источник: DRIVE.ru